В ноябре 2019 года открылись первые две линии Московских центральных диаметров (МЦД) — крупнейшего транспортного проекта Москвы и Московской области, объединяющий пригородные электрички и столичное метро в единую сеть.
Как сообщает официальный сайт Мэра Москвы, МЦД, по сути, это новые наземные ветки метро. Линии МЦД будут интегрированы в систему пригородных железных дорог, а также метрополитена и МЦК со строительством транспортно-пересадочных узлов и обеспечат надёжную связь Москвы и пригородов. Большая часть системы диаметров будет организована на уже имеющейся железнодорожной инфраструктуре, с добавлением новых станций в узловых пересадочных местах, некоторые участки линий пройдут по новым железнодорожным путям и эстакадам.
Качество обслуживания на линиях МЦД будет ориентировано на заданные стандарты работы метро и МЦК. Движение поездов МЦД будет осуществляться с 5:30 утра до 1:00 ночи без дневного перерыва. На МЦД запущены комфортабельные поезда "Иволги".
Всего проект предполагает открытие пяти линий до 2025 года:
- МЦД-1 (D1) Одинцово – Лобня (Белорусско-Савеловский диаметр);
- МЦД-2 (D2) Нахабино – Подольск (Курско-Рижский диаметр);
- МЦД-3 (D3) Крюково (Зеленоград) – Раменское (Октябрьско-Казанский диаметр);
- МЦД-4 (D4) Апрелевка – Железнодорожный (Киевско-Горьковский диаметр).
- МЦД-5 (D5) Домодедово – Пушкино (Ярославско-Павелецкий диаметр).
Реализация I этапа проекта МЦД позволит обеспечить совмещённое движение поездов МЦД в общем графике с другими пригородными поездами и минимальным интервалом движения 5-6 минут в часы пик. Интервал движения поездов МЦД-1 составит 15 минут, на участке МЦД-2 – 12 минут.
В ходе реализации проекта будут реконструированы станции МЦД. Появятся навесы на всю длину платформы, новое напольное покрытие из брусчатки и современное LED-освещение. Также на платформах будут установлены скамейки, урны, информационное табло, торговые автоматы и тревожные кнопки. Пассажиры смогут воспользоваться бесплатным Wi-Fi и зарядками для гаджетов.
Запуск МЦД предполагает совершенствование тарифного меню и интеграцию билетных систем пригородного и городского транспорта. Но главное преимущество – синхронизированная с городом тарифная политика с возможностью оплаты проезда картой «Тройка» и экономии на пересадках, благодаря чему МЦД станут полноценным городским транспортом.
Проекты реорганизации железных дорог под сквозное пассажирское движение в режиме, аналогичном работе метрополитена являются ключевыми проектами Программы развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учётом организации перспективных диаметральных маршрутов на период 2019-2024 гг., подготовленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Путина В.В. от 7 мая 2018 г. № 204.